
Й согласный звонкий мягкий. «Согласный звук, буква й. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные
Буква "Й" гласная или согласная, твердая или мягкая? Фонетический разбор слова.
Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения.
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова.
Приведем пример
: [дом] – [дама´] – [до´ма]; [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция.
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
– данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки.
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы.
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме.
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: "Как обозначается мягкость таких звуков на письме?" Для этого используются совершенно разные способы:
Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя - [д’а´д’а], тётя - [т’о´т’а].
Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – [м’и´лый’], лист – [л’ист], ни´тки – [н’и´тк’и].
Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги.
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
Г - [г’] - звонкий, согласный и мягкий.
р - [р] - звонкий, согласный, непарный и твердый.
о - [о] - ударная гласная.
й - [й’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
Д - [д’] - звонкий, согласный и мягкий.
е - [и] - безударная гласная.
р - [р’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е - [э´] - ударная гласная.
в - [в’] - звонкий, согласный и мягкий
ь - [–]
е - [й’] - звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] - гласный, безударный;
в - [ф] - глухой,
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] . - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] . - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения
обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] . - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й"и].
Ручьи → [руч"й"и] . - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й"и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой"эст] . - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] . - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] . - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з"д"элал] . - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон"т"ик] . - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] . - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] . - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а] . - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] . - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син"эва] . - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.
Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:
- [дом] - [дама´] - [до´ма];
- [м’эл] - [м’эл’], [том] - [там], [дом] - [том].
Транскрипция
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
[ ´] - это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
[б’] - своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ - [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
- Согласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Глухие и звонкие звуки
Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] - [г], [б] - [п], [з] - [c], [д] - [т], [ф] - [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] - это непарные звонкие, а [ч] и [ц] - это непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные буквы
Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.
Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] - [ д’], [п] - [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие - [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].
Обозначение на письме
Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: "Как обозначается мягкость таких звуков на письме?" Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя - [д’а´д’а], тётя - [т’о´т’а].
- Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый - [м’и´лый’], лист - [л’ист], ни´тки - [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль - [дал’], мель - [м’эл’], просьба - [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г - [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е - [и] — безударная гласная.
р - [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о - [о] — ударная гласная.
й - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д - [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е - [и] — безударная гласная.
р - [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е - [э´] — ударная гласная.
в - [в’] — звонкий, согласный и мягкий
е - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] - гласный, безударный;
в - [ф] — глухой, и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.
МОУ «Ильтяковская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по обучению грамоте на тему:
«Согласный звук [й’], буква й.»
Выполнила: Гордиенко Т.А.,
учитель начальных классов
г. Шадринск
2009 г.
Пояснительная записка к конспекту урока.
Данный урок проводится во втором классе в первой четверти, в конце сентября. Это второй урок в разделе «Согласные звуки и буквы» и первый урок в теме «Согласный звук и буква “Й”».
Это урок комплексного применения знаний и умений, дидактической целью которого является создание условий для применения знаний и умений в знакомой и в новых учебных ситуациях.
Структура данного типа урока:
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация знаний учащихся.
Применение знаний (упражнения):
В знакомой ситуации (типовые);
В измененной ситуации (конструктивные);
В новой ситуации (проблемные).
5. Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия (подведение итогов урока).
На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели.
Отличительной чертой данного урока являются задания творческого характера. В каждом блоке слов учащимся предлагаются задания на сравнение, классификацию по определенному признаку, на выявление соответствия по лексическому значению.
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.
Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).
Самостоятельная работа:
По типу заданий – конструктивная;
По месту её на уроке - на этапе закрепления;
По форме организации учебной деятельности – групповая и коллективная.
Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.
Используются элементы технологии УДЕ П.М. Эрдниева (блочный метод подачи материала). Блоки слов «Птицы», «Цвета», «Имена».
Применяется новый подход к словарной работе, а именно принцип «кодирования» словарных слов:
* * * * *
д г у е р м к о с т й - г е рой
* * * * * * *
м у с к р т а н в е й – мур а вей
Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.
Домашнее задание предлагается на выбор.
Подводятся итоги урока. Всем учащимся на лепестках цветка предлагается поставить знаки
Тема урока: Согласный звук [й’], буква й.
Цели:
1) дать более полное представление о согласном звуке [й’];
2) отрабатывать написание слов с буквой «й»;
3) совершенствовать умение делить слова на слоги и переносить слова с буквой «й»;
4) развивать логические операции сравнения, соответствия, деление на группы по определённому признаку;
5) воспитывать культуру речи, поддерживать интерес к урокам русского языка.
Оборудование : таблицы с напечатанными словами, иллюстрация темы урока.
Ход урока:
I этап. Оргмомент.
Дидактической задачей данного этапа является подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Руки?
На месте!
Ноги?
На месте!
Локти?
У края!
Спина?
Прямая!
II этап. Целеполагание и мотивация.
На данном этапе создаем направленность на учебную работу, стимулируем процесс научения на достижение поставленных целей. Тему урока озвучиваем в совместной деятельности с учащимися. Стихотворение создает определенный эмоциональный настрой на урок. При формулировании целей урока четко и однозначно указываем, какие умения будут отрабатываться.
Посмотрите внимательно на доску, вы видите несколько групп слов.
Что объединяет все эти группы? (есть везде й)
О каком же звуке и букве мы сегодня будем говорить? ([й’], й)
Это буква не простая,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
(В. Кожевников).
Тема урока : Согласный звук [й’] и буква и краткое.
Цели : Сегодня на уроке будем закреплять умение писать слова с «й»;
отрабатывать умение делить слова на слоги, переносить слова с «й»;
изменять (преобразовывать) слова, чтобы в них появлялась «й».
III этап. Актуализация знаний учащихся.
В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые теоретические знания по данной теме. Систематизация и обобщение теоретического материала обеспечивает восприятие и осознание дальнейших заданий и упражнений.
Скажите, пожалуйста, звук [й’] гласный или согласный? (согласный)
Охарактеризуйте звук [й’]
Согласный
Непарный
Звонкий
Мягкий
IV этап. Применение знаний (упражнения) в знакомой, в измененной и в новой ситуациях.
На данном этапе урока проверяем глубину понимания учащимися учебного материала. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Учащиеся соотносят между собой факты, понятия, учатся обобщать, сравнивать. Доступность, последовательность выполняемых заданий, достаточная самостоятельность учащихся создают условия для реализации поставленных целей.
Задания 1 и 2 – применение знаний в знакомой ситуации.
Задание 3 – применение знаний в измененной ситуации.
Задания 5 и 6 – применение знаний в новой ситуации.
1.
соловей
воробей
попугай
чайка
сойка
Скажите одним словом кто это? (птицы)
Что общего в написании названий этих птиц? (й)
На какие две группы можно разделить эти слова?
1) по месту в слове;
2) по количеству слогов в слове.
2.
красный
оранжевый
желтый
зеленый
голубой
синий
фиолетовый
Что обозначают слова данной группы? (цвет)
Почему эти цвета располагаются именно в таком порядке? (цвета радуги)
В каком слове больше всего слогов? (фиолетовый, 5 слогов)
3.
шайба булка
чайка слесарь
гайка море
зайка хоккей
сайка лес
Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (й в середине слова)
Есть ли какой-то общий смысл в этих словах? (нет)
Давайте попытаемся установить смысловые связи между словами первого и второго столбика.
шайба хоккей
чайка море
гайка слесарь
зайка лес
сайка булка
Составим предложения с любой смысловой цепочкой. (Слесарь прикрутил гайку к раковине. Чайки с шумом пролетели над морем.)
Как эти слова можно переносить? (произносим хором)
П
При переносе слов с й в середине
или
буква й краткое не отде-
ляется от предыдущей гласной.
й краткое не переносится на новую строку, а остаётся на предыдущей строке.
4. Самостоятельная работа. (задания по рядам)
1ряд. Написать слова первой таблицы и разделить их на слоги . (5 слов)
2ряд. Написать слова второй таблицы и поставить ударение .
3ряд. Записать слова первого столбика третьей таблицы и разделить их для переноса .
(Проверка, взаимопроверка)
(Физкультминутка)!
5. Творческая деятельность учащихся.
В этом задании слова с «й» зашифрованы, закодированы. Давайте их расшифруем. Это словарные слова.
* * * * *
д г у е р м к о с т й – герой
* * * * * * *
м у с к р т а н в е й – муравей
* * * * * * *
в т г р о а л м з в с а й - трамвай
6.
Коля
Толя
Валера
Гена
Женя
Сережа
Образовать полные имена и записать их в тетрадь.
Почему взяты именно эти имена? (при образовании полных имен появляется «й»)
V этап. Информация о домашнем задании.
Объем домашнего задания соответствует возрасту детей. Комментируется содержание работы, приемы и последовательность выполнения заданий. Домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей детей.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа. – 2003.
Упражнения 46, 47, страница 29.(упр. 47 для учащихся с более высоким уровнем подготовленности)
V этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Итоги урока подводим в совместной деятельности с учащимися. Учитель дает информацию о том, что в русском языке мало слов, начинающихся с Й. Используется своеобразный алгоритм оценки работы класса и учителя. Учитель при помощи «кодирования» благодарит детей за работу на уроке, а учащиеся свое отношение к уроку выражают с помощью знаков. Можно предложить вариант словесного выражения.
1) О каком звуке и букве мы сегодня говорим? (звук [ й’] , буква й)
2) Какие умения отрабатывали, работая со словами, где есть «й»? (перенос, деление на слоги)
3) Эта буква интересна тем, что в русском языке мало слов, которые бы начинались с этой буквы.
йод
Йошкар-Ола
йогурт
Работа над лексическим значение слов.
йод – лекарство
Йошкар –Ола – город
йогурт – продукт питания
4) Мне очень хочется, чтобы мы расстались с вами с хорошими добрыми чувствами друг о друге.
Хочу сказать вам вот эти добрые слова, расшифруйте их.
* * * * * * * * * * *
Спасибо, дети с в п г д а с ж и б о, в д у е с т и
И хочу подарить вам этот солнечный тёплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку
Прежде чем начать разговор, давайте условимся, о чем он пойдет.
О звуках, буквах и словах.
А что, мы о них чего-нибудь не знаем?
Посмотрим.
Вот слово ХОРЕК.
Вы знаете, что оно обозначает хищного пушного зверька. А вот почему его назвали
именно ХОРЬ, не знаете. Верно ведь?
Вы знаете, что в русской азбуке буква "р" обозначает звук "р", а в латинской – почему-то звук "п".
А почему?
Не знаете.
А я знаю.
Много в нашем языке такого, что вам может показаться неожиданным.
Вот именно об этом – удивительном и неожиданном – я и буду с вами говорить.
Условились?
Как, по вашему мнению, "Й" – простая буква или необыкновенная?
– Простая! – утверждаете вы хором.
Ну, что же! Будь по-вашему!
Спрошу иначе: тот ЗВУК, который изображается БУКВОЙ "Й", он, по вашему мнению, гласный или согласный?
Я вижу сквозь журнальную страницу ваши презрительные глаза. Вы смотрите на меня, как на дошкольника:
– Это же каждому первокласснику известно: "Й" – гласная буква!
Горе мне с вами! Я спрашиваю про ЗВУК, а вы отвечаете про БУКВУ.
– Про ЗВУК "Й", про тот, что стоит на конце слова "МОЙ"? – спрашиваете вы.
– Да как вам сказать? Нет, пожалуй, про тот, с которого начинается слово ЯМА.
Общий шум: писатель, видимо, нездоров! Ведь слово ЯМА начинается вовсе не с "Й", а с "Я"!
Ах, вот как? А что, дорогие мои, если я напишу это слово НЕГРАМОТНО, вот так: ЙАМА? Если на одной бумажке я напишу ЯМА, а на другой ЙАМА и дам – ну, хотя бы тебе – поочередно прочесть написанное на обеих? Как, по-вашему, остальные, которые не читают, а только слушают, смогут НА СЛУХ угадать, что ты прочел: ЯМА или ЙАМА? Да ни в жисть, как говорят в народе! Все будут слышать одинаково и никогда не угадают, что ты читал, ЯМА или ЙАМА.
В чем дело?
Возьму два слова из разных языков.
В русском языке местоимение первого лица единственного числа – Я. В немецком языке утвердительная частица – "jа" ("ЙА") = "Да". Повторим над этими двумя словами наш опыт; и опять-таки никто не угадает, НЕ ВИДЯ, какое из двух слов, русское или немецкое, я читаю. Дело в том, что, произнося "Я", мы выговариваем не ЗВУК, а СО-ЗВУЧИЕ. Оно состоит из ЗВУКА "А", которому предшествует другой звук... Да, да, вот этот самый "ЙОТ"! "ЙОТ", если называть его иностранным именем, а если русским, то можно сказать, что "Й".
Но этот "ЙОТ" – согласный, а не гласный звук; недаром же испанцы читают букву "j", как немцы свое "h", и зовут ее "хота".
Значит, согласным является и наше "Й"?
Не всегда...
Попросите у родителей или в школьных библиотеках тот том второго издания Большой Советской Энциклопедии, в котором находятся слова на букву "Й". В томе этом вы без труда найдете имена японских городов ЙОНАГО и ЙОКЕДЗАВА.
Взгляните-ка – рядом с каждым именем стоит в скобках другое его написание: ЁНАГО и ЁКЕДЗАВА.
Мол, как хотите, так и пишите: произносить и так и эдак будете одинаково.
Так вот, надо сказать, что во всех тех случаях, когда мы выговариваем иноязычные наименования, начинающиеся с "йотированного гласного звука" (скажем, остров ЯМАЙКА, графство ЙОРК, город НЬЮ-ЙОРК), мы произносим "йотированные" гласные, иначе говоря, перед гласными "А" или "О" выговариваем еще согласный звук "йот".
Составители русской азбуки рассудили, что этот "ЙОТ" так тесно слит в наших русских йотированных звуках со следующими за ним гласными, что,
пожалуй, правильнее всего будет каждую такую пару изображать ОДНОЙ БУКВОЙ.
Й + А = Я
Й + О = Ё
Й + У = Ю
Й + Э = Е
Правда, не во всех случаях они точно соблюдали такое решение.
Ну, в случае звука "Ы" им вовсе не понадобилось изобретать букву для "ЙЫ", потому что в нашем языке такого созвучия не встречается.
Но вот рядом со звуком "И" (например – ИМЯ) мы встречаем и звук "ЙИ" (это – ЙИХ дом). Тем не менее буквы для "ЙИ" у нас в алфавите нет. Что ж выходит? Очевидно, согласный звук "ЙОТ" есть и в русском языке. Обозначается он БУКВОЙ "Й".
Только он и обозначается ею? И всегда, как только мы встречаем "Й", должны считать, что под этой буквой скрывается именно "согласный йот", и ничего другого?
И нет!
А как же?
А о том, как же, поговорим в