
Тематический час «народов много, страна одна», посвященный дню россии, провели в библиотеке-филиале n7. Классный час: Все люди разные, а страна одна На какую аудиторию рассчитан диктант
15.06. 2017
Россия – самая большая страна в мире, Россия – великая военная держава, Россия – страна с великой историей. Все эти факты общеизвестны, но кроме них существует множество не менее интересных и малоизвестных фактов, которые для многих из нас являются полным откровением. Узнать интересное о России, её истории и современности, природе и людях библиотекари библиотеки-филиала №7
пригласили на тематический час «Народов много, страна одна»
(в рамках проекта «Радуга дружбы»
) ребят летнего лагеря школы №1.В ходе беседы ребята узнали, что Российская федерация согласно Конституции РФ является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 различных национальностей, народностей и этнических групп, и все они являются россиянами. Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, религии, культуре, а также по трудовой деятельности.
Дети узнали о национальных особенностях русских, белорусов, украинцев, татар, эвенков, чукчей, карелов, удмуртов и других народов России.
Затем ребята приняли участие в конкурсных заданиях. Из вопросов викторины «Самые-самые» дети узнали о самом крупном источнике пресной воды на планете – озере Байкал, о самом глубоком метро в мире – в Санкт-Петербурге, о самых старых горах в мире – Уральских, о самом большом в мире действующем вулкане, о самой большой средневековой крепости и т.д.
В конкурсе «Как сказали бы у нас» надо было к иностранным пословицам подобрать аналогичные русские.
В задании «Отгадай слово» — по четырём определениям отгадать слова, связанные с Россией (князь, грамота, Масленица, щи и др.)
Ещё ребята отгадывали загадки «Это встретим в России» о различных символах нашей страны (берёзе, балалайке, матрёшке, самоваре и т.д.)
Закончился тематический час чтением стихотворений о родине и награждением самых активных участников.
Тихомирова Светлана Сергеевна,
учитель
Конспект внеклассного занятия
«Люди разные, а страна одна»
Внеклассное мероприятие разработано и проведено в 1 сентября 2014 года в рамках мероприятий, посвященных присоединению Крыма к России, на базе ГОБОУ Мончегорская КШ с обучающимися 1-3 класса-комплекта. Занятие проходит с показом слайдов презентации, видеофильмов.
Цель внеклассного занятия: создавать предпосылки воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе, уважения прав и достоинства других людей.
Задачи: познакомить обучающихся класса с современными представлениями о толерантной коммуникации и возможностями овладения ею, раскрыть значение толерантности, интереса к другому человеку, взаимопонимания.
Ход мероприятия:
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Просмотр видео файла РОССИЯ, мульт -проект Россия (приложение 1)
У нас есть и свой флаг (показывает, рассматривают, задают вопросы)
1. Что бывает белого цвета (снег, облака, ромашки, стволы берез .)
Что означает белый цвет (цвет чистоты )
Белый цвет - цвет мира. Говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
2. Что бывает синего цвета? (Реки, озера, моря, небо, васильки )
Наша страна знаменита своими водоемами. У нас находится самое глубокое озеро в мире - Байкал. Синий цвет на нашем флаге - это цвет наших рек и озер, синего неба и цветов - васильков. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
3. Что означает красный цвет на нашем флаге. Это цвет красных ягод и маков, цвет солнца и самый красивый цвет. (Красивая девушка - красна девица. Красный - красивый) Красный цвет - это цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
На гербе России изображен двуглавый орел, головы которого смотрят в разные стороны.
Почему же орел? (Орел обозначает силу. Это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое )
Почему у орла две головы? (Наше государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
А кто - то из вас знает, как называется главный город, столица нашей Родины? (Москва)
Я предлагаю вам найти её на нашей карте (показ на карте).
А как вы думаете, на чём мы с вами можем добраться до столицы нашей Родины - Москвы? (самолётом, поездом, по реке)
Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Видео про Якутию, проект мульт - Россия (приложение2)
Ребята, в Якутии живут такие же ребята, как вы. И сегодня они тоже пошли в школу. Давайте подумаем, какие предметы будут нам нужны в школе. Отгадайте загадки
В черном небе Заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом, и самолет,
И огромный пароход!
(Карандаш)
Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель и учебники)
Кулик не велик, сотне ребят велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись.
Разноцветные страницы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
(Краски и кисть)
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
В классе я — помощник твой,
Будь же бережным со мной.
(Учебная книга)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница.
(Классная доска)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(Пятерка)
Есть совсем другая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
А теперь посмотрим на карту и побываем в Омске
Видео про Омск, проект мульт - Россия (приложение 3)
В этом городе тоже живут первоклассники и просто школьники, которые берегут свое здоровье и, возможно, сейчас будут делать физминутку. Давайте и мы немного отдохнем
Физминутка
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший-
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дружбе крикнем мы: Ура!
Снова посмотрите на карту, как велика наша страна. Отправляемся в Удмуртию.
Видео про Удмуртию, проект мульт - Россия (приложение 4)
Очень много лесов в Удмуртии. Предлагаю вам игру «Что это? Кто это?». Сейчас я буду загадывать вам предметы, которые можно встретить в лесу. Попробуйте отгадать их.
Маленький, колючий... (ежик).
Высокая, смолистая... (сосна).
Рыжая, подвижная... (белка).
Крошечный, трудолюбивый... (муравей).
Старый, трухлявый... (пень).
Просторная, солнечная... (поляна).
Чистый, журчащий... (ручей, родник).
Могучий, раскидистый... (дуб).
Длинноухий, трусливый... (заяц).
Легкокрылая, порхающая... (бабочка).
А теперь побываем в родной Мурманской области.
Видео про Мурманскую область, проект мульт - Россия (приложение 5)
Попробуйте ответить на вопросы про наш город Мончегорск
Викторина:
1. Какой памятник стоит при въезде в наш город? (памятник покорителям Монче - тундры).
2. Какие музеи есть в нашем городе? (Краеведческий музей и музей камня).
3. Назовите символ нашего города? (лось)
4. Где стоит скульптура лося? (на площади Пять углов).
5.Где расположен Памятник Защитникам Заполярья? (На Ленинградской набережной, напротив озера Имандра)
6. Какие озера есть в нашем городе (Комсомольское, Лумболка, Имандра).
7. Назовите дату рождения города Мончегорска? (20 сентября 1937 года).
Ребята, весной этого года наша страна стала ещё больше - к нам присоединился полуостров Крым. А если точнее сказать, то вернулся в состав великой страны России. Наконец-то жители Крыма вновь стали с гордостью называть себя россиянами, после присоединения полуострова к России.
Видео про Крым (приложение 6)
Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Пока вы ещё маленькие, вы не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика - будет Родина крепка!”
Давайте сразу разрушим миф относительно слова «диктант». Акция представляет собой тест из тридцати вопросов. Здесь знания и географии, и обычаев разных народов, и национальных блюд и костюмов. Работа анонимная, результаты можно узнать по идентификационному номеру, который участник получает при регистрации на площадке. В Курске была всего одна – на базе Курского Института Развития Образования.
«Когда я ознакомилась с вопросами и соотнесла их со своими знаниями, я поняла, что высоких результатов может и не быть, - говорит заведующая кафедрой социально-гуманитарного образования Марина Валентиновна Бабкина . - Но это не главное. И я не могу сказать, что главное – участие, потому что это мониторинг. Это первый шаг, это возможность посмотреть на реальную картину, которая существует в стране, а потом, отталкиваясь от этой картины, решать, какие средства можно найти, чтобы ее исправить».
- На какую аудиторию рассчитан диктант?
Это самая разнообразная аудитория, потому что по положению разработчиков любые люди, даже независимо от гражданства, могут принять участие в этнографическом диктанте. Единственное ограничение: от пятнадцати лет. Конечно, поскольку мы находимся в Курском Институте Развития Образования, основная аудитория – учителя и ученики.
- Чего ждете от акции как организатор?
Гражданской активности. Мне понравился один звонок, как организатору. Когда я попросила людей представиться и сказать, в каком статусе они будут принимать участие в диктанте, они сказали: «В качестве граждан Российской Федерации». Вот этой активности мы ожидаем. Диктант длится сорок пять минут – этого достаточно, чтобы внести ответы и заполнить бланк для самопроверки. С его помощью можно узнать результат и сверить правильные ответы. Около пятидесяти человек приняли участие в диктанте. Все они разные, но объединены общей целью: узнать нечто новое о родной стране. Объять необъятное.
«В общем, мне понравилось, - делится впечатлениями Тамара Васильевна Конева. - Кое-что было неожиданно для меня: я как-то не задумывалась, что именно эти вопросы будут. Но я очень довольна, во-первых, что пришла. Я принимаю участие во всех таких акциях: в Тотальном диктанте прошлого года, в Географическом диктанте в этом году. Для меня это интересно даже не потому, что можно проверить свои знания, хотя и это тоже. Главное, чтобы как можно больше людей было в это вовлечено. Все-таки мы должны знать и о своей стране, и об окружающих нас людях, и повышать свою грамотность. Главное, чтобы наш русский язык, который я обожаю, рос. Я хочу, чтобы мои дети и внуки знали свою страну, свои обычаи, любили свой язык, были патриотами».
«Было очень сложно, - говорит Артем Тутов. - Я, конечно, ожидал, что будет сложно. Большинство вопросов я, естественно, не знал, буду откровенен. Где-то можно было догадаться логически, где-то знания позволили ответить правильно, но уровень высокий, то есть то, что я помню из школы, мне не помогло в принципе. Буду надеяться, что хотя бы баллов тридцать наберу из ста. Это реальные ожидания. А если наберу пятьдесят, буду очень рад».
На вопрос «для чего нужны подобные акции?» отвечает:
Нужны, потому что каждый в какой-то момент должен почувствовать себя дураком в какой-то сфере. Ты понимаешь, что чего-то не знаешь, а, значит, есть мотивация для того, чтобы самосовершенствоваться.
«Народов много – страна одна» - под этим девизом прошел мощный старт Большого этнографического диктанта . Мы многого не знаем о тех, кто живет с нами на одной земле, и подобные акции – ключ к объединению и пробуждению интереса к родной истории. Так считают не только организаторы диктанта, но и участники. Кто знает, может быть, стартовавшая сегодня акция станет на одну ступень с такими популярными событиями, как Тотальный и Географический диктанты.
Проект «Национальное социально-культурное пространство: традиции и современность» задуман год назад и реализован в минувшем феврале Республиканским музыкальным колледжем Ижевска, он стал явлением в культурной жизни всего Приволжского федерального округа
Дом Дружбы народов - одно из красивейших зданий столицы Удмуртии. На его классическом фронтоне - фигуры трех девушек в удмуртском, русском и татарском костюмах как символ мира и согласия не только между этими самыми многочисленными народами республики, но и между всеми 137 ее национальностями. В его стенах и состоялось центральное мероприятие проекта - научно-практическая конференция.
Впечатляющим стало уже открытие пленарного заседания. Собравшихся приветствовали министр культуры и туризма Удмуртской Республики В.М. Соловьев и заместитель министра национальной политики Л.Ю. Соковикова - представители учредителей проекта. С теплым напутствием выступил председатель Союза композиторов России Р.Ф. Калимуллин. Впечатляющим оказался и уровень последовавшего затем профессионального разговора. Из девяти докладов, прозвучавших на пленарной сессии, четыре были сделаны учеными с докторской степенью. Это крупнейший знаток финно-угорской культуры, член-корреспондент РАН В.В. Нагорных; ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы И.М. Нуриева; профессор Казанской государственной консерватории В.И. Яковлев; авторитетный специалист в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, доцент Удмуртского государственного университета Е.И. Ковычева.
Далее работа продолжилась по секциям. Первая - «Народное творчество как источник развития национальной культуры» - собрала немало интересных докладов по фольклорной тематике. Этнографические изыскания в многонациональном Поволжье, где сохранились уникальные элементы традиционных культур, остаются актуальными и сегодня. О чем говорили на секции, где предметом обсуждения стали тенденции и проблемы профессионального музыкального искусства?
О том, например, в чем заключается «Современный взгляд на технико-коммуникационные приемы канона» или каковы «Традиции православной духовной музыки в творчестве композиторов Удмуртии». Немало выступлений было посвящено и другим аспектам творчества авторов Приволжского федерального округа.
В фокусе внимания третьей секции оказалась деятельность образовательных учреждений по сохранению и приумножению культурного наследия: как в школах искусств, колледже и вузе приобщать молодое поколение к культурным традициям? Какие проблемы при этом возникают и как их нужно решать? Сообщения нередко сопровождались «живыми» иллюстрациями, а круг вопросов был настолько широк, что нашлось место даже для доклада о местных особенностях выпечки хлеба.
На всех секциях наряду с профессиональными учеными и исследователями смело завоевывали внимание слушателей студенты Республиканского музыкального колледжа. Особенный интерес вызвали участники фольклорных экспедиций.
Масштабные научные изыскания и активный обмен опытом (60 докладов в общей сложности!) - это еще не все, чем богата конференция. Ее работу сопровождали, раздвигая горизонты культурного контекста, выставки и концерты. Две уникальные экспозиции представляли музыкальные инструменты народов Поволжья из Национального музея Удмуртии и редкие книги из фондов Национальной библиотеки республики. Три концертные программы стали по сути продолжением конференции, тем практическим полем, на котором «тестировались» только что высказанные тезисы, аргументы, научные предположения. На сцене концертного зала колледжа можно было увидеть самобытные коллективы из национально-культурных объединений учреждения «Дом Дружбы народов»: удмуртских, русских, татарских, марийских, еврейских, армянских, азербайджанских... Или познакомиться с современной музыкой композиторов Удмуртии и других субъектов ПФО в исполнении студентов, выпускников и преподавателей музыкального колледжа.
Красивым финальным аккордом конференции стал концерт, в котором показали свое искусство хоры ижевских детских школ искусств и Академический хор студентов РМК. Подводя итоги трехдневной работы, директор Республиканского музыкального колледжа (выступившего главным организатором конференции) Михаил Сергеевич Перфильев сказал так: «Уникальность нашего проекта - в сотрудничестве органов республиканской и муниципальной власти, Дома Дружбы народов, Национального музея им. К. Герда, Национальной библиотеки, Союза композиторов Удмуртии, вузов страны с организациями дополнительного и среднего профессионального образования. Проект успешно завершен, но продолжается работа по воспитанию в душах молодежи уважения, интереса к языкам, обычаям и культуре народов России. Народов много - страна одна».
Садыкова Лилия31.03.2017